Дебет-Кредит № 05 :: Списание топлива в зимний период

Дебет-Кредит № 05 (2.2.2009)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Внимание! архивная публикация

Эта страница содержит древнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время вероятно потеряла актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua
или выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Признание в налоговом учете расходов на топливо всегда было «больным» вопросом для большинства предприятий. Рассмотрим, в каких размерах и на основании каких документов можно производить такое списание.

Документальное подтверждение расход топлива

Возьмем для примера предприятие - плательщика налога на прибыль на общих основаниях и плательщика НДС. И для начала определимся с первичными документами, подтверждающими использование топлива на предприятии.

Документальным подтверждением расход топлива для служебных легковых и грузовых автомобилей является путевые листы, фиксирующие маршрут, пробег автомобиля и расход топлива.

определение терминов

Горюче-смазочные материалы (ГСМ) - это материалы, предназначенные для транспортных средств и сельскохозяйственной техники.

Письмо УкрНДИстандартизации и информатики от 21.01.2002 г.. №18 / 7-207

К категории служебных легковых автомобилей относятся легковые автомобили, которые находятся на балансе юридических лиц всех форм собственности и используются для удовлетворения собственных потребностей, а также могут предоставляться заказчику на договорных условиях (с водителем).

Пункт 1.2 Инструкции №74

Путевой лист - документ установленного законодательством образца для определения и учета работы автомобильного транспортного средства.

Пункт 1 Правил №363

Нормирование расхода топлива - это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобиля, для чего применяются базовые линейные нормы, установленные по моделям (модификаций) автомобилей, и система нормативов и корректирующих коэффициентов, позволяющих учитывать выполняемую транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

Нормирование расхода моторных масел и смазок осуществляется пропорционально расход топлива согласно установленным нормам.

Общие положения норм №43

Инструкция №74 обязывает предприятия всех форм собственности и ведомственного подчинения, которые предоставляют служебные легковые автомобили для транспортного обслуживания юридических лиц на коммерческой основе, используют их в служебных поездках для собственных нужд или по заказу которых осуществляется транспортное обслуживание, применять путевые листы типовой формы № 3 (п. 1.1 Инструкции №74). И такой путевой лист является для перевозчика основанием для учета транспортной работы и списания израсходованного горючего на общий пробег служебных легковых автомобилей, а также для взаиморасчетов между перевозчиком и заказчиком за предоставление транспортных услуг (п. 1.3 Инструкции №74). Бланки путевых листов не является бланками строгой отчетности, изготавливаются типографским способом, хранятся на складе предприятия и выдаются лицу, ответственному за их оформление и выдачу водителям, под роспись. Списывают использованы бланки путевых листов ежеквартально по акту, который утверждается руководителем предприятия (п. 1.4 Инструкции №74).

Путевой лист оформляется (как правило) только на один день и выдается при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день. Выдача регистрируется в диспетчерском журнале. Применение других форм путевых листов для учета работы служебного легкового автомобиля не допускается (п. 2.1 Инструкции №74).

Приказ №488, утверждающий формы первичного учета для грузовых автомобилей, устанавливает обязательность их применения всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности (п. 2). Подпункт 11.3 Правил №363 отмечает: путевой лист грузового автомобиля - это тот документ, без которого перевозка грузов не допускается. С 22 мая 2006 путевой лист грузового автомобиля типовой формы №2-ТН (так же как и товарно-транспортная накладная типовой формы №1-1) не является бланками строгой отчетности (п. 11.2 исключен из Правил №363 приказом Минтранссвязи от 22.05.2006 г.. №493).

К путевому листу и грузового автомобиля (типовая форма №2-ТН), и легкового служебного автомобиля (типовая форма №3) маршрут перевозок (или служебное поручение) записывается по всем пунктам следования автомобиля в разделе «Задание водителю». Это один из основных реквизитов для «оправдания» отнесения израсходованного горючего в состав валовых расходов (с учетом ограничений по пп. 5.4.10 Закона о прибыли) и одно из условий для включения суммы НДС по приобретенному полного налоговый кредит, как связанных с хозяйственной деятельностью предприятия.

Раздел «Движение горючего» путевого листа заполняется в полном объеме по всем реквизитам исходя из фактических затрат и показателей спидометра.

списание ГСМ

Если учет расхода ГСМ осуществляется по данным путевых листов, то списание происходит на основании пробега автомобиля в соответствии с Нормами №43, обязательных для применения всеми видами автотранспортных машин (грузовых, легковых, автобусов).

Согласно этому документу есть разные виды норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации. Нормами №43 предусмотрено также систему поправочных коэффициентов, учитывающих дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы. Конкретные величины поправочных коэффициентов в регламентированных пределах и срок действия утверждаются по предприятию приказом руководителя.

Для автомобилей предусмотрены следующие виды норм расхода топлива (п. 1 Норм №43).

1. Базовая норма на пробег автомобиля (на 100 км), приведенной в приложениях А и Б с Нормами №43 на все типы автомобилей по моделям (модификациями). Временные линейные нормы расхода ГСМ применяются для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличаются от базовой модели снаряженной массой и габаритными размерами. Эта норма устанавливается в том же размере, что и для базовой модели (пп. 2.1.1 Норм №43). Для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, не нашедшие отражения в приложениях А и Б с Нормами №43, устанавливаются временные индивидуальные базовые линейные нормы расхода топлива, которые разрабатываются структурным подразделением головного института Министерства транспорта Украины Державтотрансндипроектом - лабораторией исследования использования горючего и экологии по заявкам (по форме приложения Е к Норм №43) заводов-изготовителей или предприятий - владельцев таких автомобилей на договорных условиях (пп . 2.1.5 Норм №43).

2. Норма на выполнение транспортной работы, учитывающий дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом (на 100 тонно-км).

3. Норма на поездку с грузом, учитывающий дополнительный расход топлива, связанную с маневренностью и выполнением работ по погрузке-разгрузке (на одну поездку).

4. Норма на работу независимого обогревателя (на 1:00 работы), приведенная в приложении Г к Нормам №43. Пользоваться обогревателем допускается при температуре окружающей среды от 0 до 10 ° С - до 50% продолжительности работы автомобиля на линии, при температуре ниже 0 ° С - от 50 до 100% продолжительности работы автомобиля. Расход топлива на работу обогревателя учитываются в общем нормативе затрат топлива (п. 1.8 Норм №43)

5. Другие.

Учет дорожных, климатических и эксплуатационных факторов осуществляется с помощью ряда поправочных коэффициентов, приведенных в виде процентов повышения или понижения базового значения нормы. Для корректировки линейных норм могут применяться все приведенные в п. 3 Норм №43 корректирующие коэффициенты. Некоторые из повышающих коэффициентов приведем в таблице 1.

Корректирующий суммарный коэффициент при одновременном нескольких поправочных коэффициентов равен их арифметической сумме (п. 3.3 Норм №43).

Кроме нормативных расходов топлива, разрешается его дополнительное потребление в следующих размерах (п. 3.4 Норм №43):

1) на внутригаражные разъезды и технологические нужды (техосмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя после ремонта и т.п.) - не более 1% от общего количества горючего, потребляемого предприятием;

2) не более 10 л жидкого топлива в месяц на один газобаллонный (газодизельный) автомобиль для его запуска в холодное время года (при температуре наружного воздуха ниже 0 ° С);

3) при длительных простоях автомобиля в зимнее и холодное время года с работающим двигателем или перевозке специального груза требует постоянного обогрева салона (кузова) автомобиля, - разрешается дополнительное использование топлива из расчета: 1:00 простоя соответствует расходу топлива по линейной базовой норме на 5 км пробега автомобиля.

Выяснив теорию, переходим к практике.

Отнесение расходов по ГСМ на ВР напрямую зависит от продуманности внутренней распорядительной документации предприятия. Если на предприятии в производственных целях используется автомашина, ответственные лица должны самостоятельно, руководствуясь пределами, установленными Нормами №43, разработать нормы использования ГСМ конкретно для каждого из перечисленных в таблице 1 случаев (этот перечень не является исчерпывающим). При применении предприятием повышающих коэффициентов при работе в особых условиях следует разработать маршрут движения с обязательным указанием тех участков, на которых надо применять те или иные коэффициенты. Также можно откорректировать нормы с учетом простоя в пробках (например оговаривая часы «пик») и сезонных колебаний потребления горючего. Еще раз напоминаем: корректирующие коэффициенты также применяются только в пределах, установленных Нормами №43.

Таблица 1

Повышающие коэффициенты к линейным норм расхода ГСМ

п. НормУсловия работыРазмер и порядок применения коэффициентаУсловия применения коэффициента, примечанияПовышающие коэффициенты

3.1.1 Работа в зимних условиях Устанавливается в зависимости от фактической температуры воздуха:
от 0 ° С до -10 ° С - до 5%;
от -10 ° С до -20 ° С - от 5% до 10%;
от -20 ° С и ниже - от 10% до 15% Применяется с 1-го дня установления температуры (или по решению руководителя может пересматриваться каждый день), если в течение не менее 3 дней перед этим на 8:00 утра температура была в пределах предусмотренного диапазона * 3.1.3 При работе со сложным дорожным планом до 10% к плановому расходу Применяется при наличии в среднем на 100 км пути не менее 501 поворота. Не применяется при поездках по городу 3.1.4 Работа в условиях города зависимости от количества населения:
с населением до 0500000 человек - 5%;
от 0,5 до 1 млн человек - 10%;
более 1 млн человек - до 15% - 3.1.5 Работа в особых условиях До 10% к плановому расходу Работа, требующая частых остановок (в среднем более чем одна остановка на 1 км пробега), технологические остановки, связанные с вантаженням- выгрузкой грузов или посадкой-высадкой пассажиров, работа в напряженных дорожных условиях в центральной части города, поездки на короткие расстояния (до 5 км) с длительным интервалом между поездками (1:00 и более) ** 3.1.6 При выполнении работ, требующих пониженных скоростей (до 20 км / ч.) до 10% В удовлетворительных дорожных условиях (перевезет ния крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных, хрупких и т.д., а также при движении в пробках и в час «пик» в центральной части города *** 3.1.8 Работа в сверхтяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и снежных заносов До 35% к плановой расходы **** - 3.1.9 При пробеге новыми (или вышедшими из капремонта) автомобилями первой тысячи километров до 10% к плановому расходу - 3.1.10 Для автомобилей, эксплуатируемых более 8 лет до 5% к плановой расходы - 3.1. 13 При использовании системы обогрева воздуха в салоне автомобиля От 5 до 10% к плановому расходу - * По данным территориального подразделения держметеослужбы или по результатам собственных измерений, надлежащим образом задокументированных.

** Этот коэффициент применяется только на ту часть маршрута, которая связана с такими условиями, которые должны быть соответствующим образом задокументированы (распоряжениями и записями ответственных лиц в путевых листах).

*** Этот коэффициент применяется только на ту часть маршрута, которая пов? Связана с такими условиями, которые должны быть соответствующим образом задокументированы (распоряжениями и записями ответственных лиц в путевых листах).

**** Применять одновременно коэффициенты, установленные пп. 3.1.6 и 3.1.8 Норм №43, запрещается.

Руководитель затем утверждает нормы расхода топлива и корректирующие коэффициенты для служебных легковых и грузовых автомобилей приказом по предприятию (см. Образец).

образец

Приказ

(Дата составления)

На основании Приказа Минтранса от 10.02.98 г.. №43 «Об утверждении Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» приказываю:

1. Утвердить нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобили (марка, год выпуска, госномер) в количестве ХХ л / км согласно расчетам, предоставленным транспортной и экономической службой предприятия в лице (должность, ФИО) с учетом определенных условий работы (перечисляются условия работы, требующие повышающих или понижающих коэффициентов. Если перевозка грузов осуществляется на конкретные объекты (в строительстве) или по конкретным маршрутам, то следует и утвердить отдельным приказом маршрутные листы).

2. Списание горючего проводить в пределах, установленных п. 1 настоящего приказа на основании путевых листов согласно с пробегом автомобиля. Ответственным за оформление и регистрацию путевых листов назначить (должность, ФИО).

3. Сверхнормативное расход топлива списывать за счет виновного лица (за счет чистой прибыли предприятия).

4. Утвердить период перехода на зимнее время (срок) и производить расчет нормы расхода горючего с учетом сезонных поправочных коэффициентов.

директор

Приложения: расчеты, касающиеся базовой нормы расчета горючего на конкретные автомобили (или временные нормы), а также всех корректирующих коэффициентов, применяемых на предприятии.

Налоговый учет списания топлива

Расходы на приобретение ГСМ для их дальнейшего использования в хоздеятельности предприятия1 включаются в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.1 Закона о прибыли как расходы, связанные с подготовкой, организацией, ведением производства. Что касается остальных предприятий, то исключения предусмотрены для списания ГСМ для легковых авто. Так, предприятие имеет право включить в ВР только 50% расходов на приобретение ГСМ, используемых для легковых служебных автомобилей соответствии с абз. 5 пп. 5.4.10 Закона о прибыли. И освобождается в этом случае от обязанности доказывать связь таких расходов со своей хоздеятельностью.

1 Для грузового автотранспорта и для предприятий, основная деятельность которых связана с предоставлением услуг транспортного или туристического обслуживания или используемых как спортивное снаряжение спортивных организаций.

По пп. 7.4.1 Закона о НДС предприятие имеет право включать в базу налогообложения для определения налогового кредита все расходы по приобретению ГСМ как связанные с хоздеятельностью при условии использования автомобилей в облагаемых налогом на добавленную стоимость операциях и в пределах хозяйственной деятельности. О чем напоминает и Госкомпредпринимательства (письмо от 31.01.2006 г.. №631): «Для получения права на налоговый кредит в случае использования горючего при осуществлении хозяйственной деятельности необходимо иметь налоговые накладные и документы, подтверждающие, сколько топлива и при каких перевозках было использовано . Такими документами являются:

- приказ об использовании автомобиля в хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, где желательно указать марку автомобиля, номерной знак и способ его использования в хозяйственной деятельности;

- путевые листы, в которых указаны маршруты следования, пробег автомобиля и количество израсходованного горючего ».

О том, что товарно-транспортная накладная и путевой лист являются основными документами, подтверждающими факт несения расходов, связанных с осуществлением перевозок, говорят и Правила №363.

Пример 1 На балансе предприятия числится служебный легковой автомобиль ВАЗ-2109-20, который используется в административных целях и находится в эксплуатации 9 лет. Приказом по предприятию установлены нормы расхода топлива и смазочных материалов, рассчитаны по базовым линейными нормами, утвержденными Нормами №43 (таблица А1), для ВАЗ-2109-20. Расход топлива равен 8,0 л / 100 км. Расход смазочных масел осуществляется пропорционально расхода топлива и установлена ​​(в соответствии с нормами приложения В Норм №43) на уровне 0,6 л на 100 л расхода топлива, увеличенной на 20% (как таковой, что находится в эксплуатации более 8 лет на основании п . 1.10 Норм №43). Автомобиль за месяц прошел 1800 км, что подтверждается путевыми листами.

Рассчитаем нормативный расход горючего за месяц в зимний период с учетом поправочных коэффициентов. Автомобиль ВАЗ-2109-20 находится в эксплуатации более 8 лет, поэтому нормативный расход топлива увеличивается на 5% (размер нормы обусловлено приказом по предприятию). Автомобиль работает в городе с населением более 1 млн человек (еще плюс 15%), исключительно в напряженных дорожных условиях в центральной части города (еще плюс 10%, что опять же обусловлено в приказе по предприятию, должным образом задокументировано и отражено в путевых листах ).

Нормативный расход топлива для легкового автомобиля равна (п. 4.1 Норм №43):

Qн = 0,01 х Hs x S x (1 + 0,01 х KΕ),

где:

- нормативный расход топлива, л (м3);

Hs - базовая норма расхода топлива, л / 100 км (м3 / 100 км);

S - пробег автомобиля, км;

- суммарный корректирующий коэффициент,%.

В нашем случае:

Hs = 8,0 л / 100 км;

S = 1800 км;

= 5 + 15 + 10 - арифметическая сумма всех поправочных коэффициентов, используемых на предприятии (в пределах, установленных Нормами №43, в размерах, определяемых приказом по предприятию).

Итак, = 0,01 х 8,0 х 1800 х [1 + 0,01 · х (5 + 15 + 10)] = 187,20 л.

Нормативный расход смазочных материалов равен 1,35 л [(0,6 х 187,20: 100) х 1,2].

Количественно-суммовой учет ГСМ на предприятии ведется с использованием личных карточек, открытых на каждого водителя. Форма карточки утверждена приказом руководителя. Приобретает полного водитель легкового служебного автомобиля ВАЗ-2109-20, который в течение месяца получил из кассы предприятия для приобретения бензина наличные совокупно в размере 1440 грн (по которой на следующий день после получения отчитался, подав в бухгалтерию предприятия вместе с авансовыми отчетами чеки АЗС совокупно на 200 л бензина на общую сумму 1440 грн с учетом НДС). На основании чеков бухгалтерия предприятия оприходовала бензин и сделала соответствующие записи в личной карточке водителя (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Бухгалтерский и налоговый учет


п / пСодержание хозяйственной операцииБухгалтерский учетСумма НалоговыйучетД-тК-тВДВР

1. Выдано водителю в подотчет денежные средства из кассы предприятия 372 301 1440,00 - - 2. Оприходованы горючее, приобретенное п / с лицом (без НДС) 200,0 л х 6,00 грн / л 203 372 1200,00 - 600,00 * 3 Отражен НК по приобретенному бензином на основании кассовых чеков АЗС 641 372 240,00 - - 4. Спасение бензин на основании путевых листов 187,20 х 6,00 92203 1123,20 - - * Включается в состав ВР 50% стоимости оприходованных ГСМ на основании пп. 5.4.10 Закона о прибыли.

нормативная база

  • Нормы №43 - Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Приказ Минтранса от 10.02.98 г.. №43.
  • Инструкция №281 - Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденная приказом Минтопэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи, Госпотребстандарта от 20.05.2008 г.. №281 / 171/578/155 .
  • Инструкция №74 - Инструкция о порядке применения путевого листа служебного автомобиля и учета транспортной работы, утвержденная приказом Госкомстата от 17.02.98 г.. №74.
  • Приказ №488 - Приказ Минтранса и Минстата от 29.12.95 г.. №488 / 346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля».
  • Правила №363 - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине. Приказ Минтранса от 14.10.97 г.. №363.
  • Положение №102 - Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г.. №102.
  • Инструкция №81 - Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины, утвержденная приказом Госкомнефтегаза, Минэкономики, Минтранса, Госстандарта, Госкомстата от 02.04.98 г.., №81 / 38/101 / 235/122 (утратило силу с 13.09.2008 г.).

Марина Тарасова, «Дебет-Кредит»

Нарушение правил осуществления хоздеятельности по расчетам в сфере ВЭД является длящимся   Судебная практика :: Бухгалтерский учет   Постановление ВСУ от 25 Нарушение правил осуществления хоздеятельности по расчетам в сфере ВЭД является длящимся
Судебная практика :: Бухгалтерский учет
Постановление ВСУ от 25.03.2008 г.. По делу №08 / 41
Позиция налогоплательщика. Применение пени за нарушение сроков расчетов в сфере ВЭД неправомерно, так как на момент вынесения СГНИ спорного решения истек предусмотренный статьей 250 ГК Украины летний ....

Вопросы учета запасов   № 20 (18 Вопросы учета запасов
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финанс ...

Продажа автомобиля физлицу   № 20 (18 Продажа автомобиля физлицу
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль -
основное средство - физическому лицу. Но в связи с этой операцией в бухгалтеров
возникает немало вопросов, особенно в свете постоянных изменений законодательства.
Ответы на многие вопросы ...

Этот коэффициент применяется только на ту часть маршрута, которая пов?